Основано в 1995 году

8 8552 38 33 41

С 8.30 до 17.30

8 917 886 79 46

С 8.00 до 20.00

РТ, г. Набережные Челны
Новый Город, 30/01, оф. 4

info@ipa-zakon.ru

« Законы должны иметь для всех одинаковый смысл. »

Монтескье


Для нового клиента

Дата:

«СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»: КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,  
Осторожность поистине выше похвал,     
Тайна — пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.  

                                                   (Авиценна)

 

Красавцева С.А.

Красавцева С.А.

Каждому предпринимателю знакомо понятие «коммерческая тайна» и он сможет в двух-трех словах описать ее содержание. Возможно, использует слово «конфиденциальность». И на этом все.

 

Всем нам также известно, что кроме коммерческой, существуют и другие виды конфиденциальной информации: например, налоговая, банковская, служебная и государственная тайна. Звучит серьезно и вроде бы подразумевает такое же отношение нас, граждан, к их соблюдению.

 

Тем не менее, как показывает практика, многие бизнесмены сталкиваются с потерей клиентов, утратой важных наработок в стратегии развития своего бизнеса, секретными данными производства и пр. по причине того, что партнер или сотрудник «слил» эти важные данные.

 

Граждане часто неосознанно становятся субъектами передачи тайных сведений. Почему неосознанно? Потому что не знали, что они тайные!

 

А что в таком случае может их ожидать и что может предпринять обладатель тайны?

 

В данной статье речь пойдет о понятии коммерческой тайны, способах защиты конфиденциальной информации – коммерческой тайны, об ответственности за ее разглашение.

 

Конфиденциальный — (от лат. confidentia — доверие) — доверительный, секретный.

 

Но!  конфиденциальная информация сама по себе не является коммерческой тайной. Для того, чтобы сведения были признаны таковой, нужно ввести режим коммерческой тайны.

 

Само определение «коммерческая» уже говорит за себя. И связано, оно, конечно же, с предпринимательской деятельностью, ведь основная цель любого предпринимательства – получение прибыли, и любой предприниматель хочет, чтобы информация, способствующая этому, не попала в руки конкурентов или недоброжелателей.

 

Чтобы иметь представления о коммерческой тайне, в первую очередь, обратитесь к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», в котором содержатся основные понятия о КТ и другие с ней связанные понятия, в том числе меры и способы защиты. Положения этого  закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

 

Итак, коммерческая тайна — это производственные, технические, экономические, организационные и др. сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности и недоступности их третьим лицам и  обладателем этих сведений установлен режим конфиденциальности информации, сведения защищены, доступ к ним ограничен.

 

Законом установлено, что обладатель информации сам определяет перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну.

 

Однако же, статьей 5 ФЗ установлен и перечень сведений, в отношении которых режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

 

Вот некоторые из этого перечня сведения: 

 

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица…
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • другие.

 

Какие же действия следует совершить  предпринимателю для охраны своей  коммерческой тайны?

 

Во — первых, разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне и сопутствующие документы.

 

Положением вводится режим коммерческой тайны, то есть, указывается, какая конфиденциальная информация будет коммерческой тайной.

 

Если такой режим в компании не введен, то даже «секретные» материалы не будут считаться коммерческой тайной.

 

Кроме разработки Положения о коммерческой тайне, вы должны продумать, как и где хранить документы и иные носители с конфиденциальной информацией,  определить порядок работы сотрудников с ними, определить порядок передачи  таких документов сотрудникам, как хранить, копировать, уничтожать и т.д и т.п., как передавать в другие отделы, между сотрудниками, определить, кто ответственный за передачу таких сведений государственным органам. Зафиксируйте это документально, утвердив приказом!

 

Также, важно  проводить учет лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации, в специальном журнале.

 

Во- вторых, другой важный момент:

 

Обязательно нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

 

В-третьих, заключите Соглашение о неразглашении коммерческой тайны с вашими контрагентами.  При этом имейте в виду, что все сотрудники компании (принимающей стороны), имеющие доступ к информации контрагента (раскрывающей стороны), должны быть уведомлены о заключенном соглашении.

 

Только комплекс принятых мер и их соблюдение поможет предотвратить потенциально возможные нарушения режима коммерческой тайны вашего предприятия.

 

И поговорим о мерах ответственности за разглашение коммерческой тайны:   

 

Дисциплинарная ответственность: работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с сотрудником в случае разглашения охраняемой коммерческой тайны, ставшей известной сотруднику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ, ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

 

Материальная ответственность: сотрудник, допустивший разглашение коммерческой тайны, несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

 

Административная ответственность: разглашение информации лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).

 

Уголовная ответственность: Максимальное наказание для сотрудника, нарушившего режим коммерческой тайны, предусмотрено  статьей 183 Уголовного кодекса РФ и составляет лишение свободы на срок до семи лет.

 

Успехов в делах! Берегите свою коммерческую тайну!

 

Светлана Красавцева, юрист

 

Появились вопросы? Задайте их здесь

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соц. сетях:

 


Анализ интернет сайтаRosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Наверх